Абразивные материалы по праву считаются тесными спутниками автомобильной промышленности. Они принимают участие во многих процессах, одним из которых является хонингование. Для того чтобы понять, что же это такое, следует представлять устройство двигателя и его составляющих хотя бы в самых общих чертах.
Блок цилиндров — основная часть двигателя внутреннего сгорания и других механизмов, конструкция которых аналогична конструкции таких двигателей (компрессоры, насосы). Внутри блока находятся гильзы – цилиндры, в которых перемещаются поршни. На стенки цилиндра действуют нагрузки, которые являются источником деформаций и стирания. В случае неправильной эксплуатации их стенки повреждаются. Геометрические размеры отклоняются от допустимых, что отрицательно сказывается на эксплуатационных показателях двигателя. Кроме того, износ, помимо снижения эффективности работы двигателя, может привести к его серьезной поломке.
Для поддержания надлежащих рабочих характеристик после определенного количества часов работы проводится замер степени износа стенок цилиндров. В случае необходимости проводят технически сложный процесс проточки и шлифовки блоков цилиндров, невозможный без использования абразивных материалов.
Такую работу проводят в два этапа первый этап — проточка. Здесь применяется крупнозернистый абразив, который облегчает и ускоряет процесс проточки, так как отклонения по размерам могут быть значительные, и более мелкая фракция не даст необходимого результата. Она включает в себя снятие верхнего слоя стенки цилиндра для придания правильной геометрической формы, то есть, создание идеальной плоскости по вертикальной оси и идеальной круглой формы в горизонтальной плоскости. Блок закрепляют на станине станка и протачивают его, добиваясь вышеуказанного результата. Насколько качественно будет выполнена проточка, настолько качественный окажется результат после второго этапа – хонингования.
Хонингование — это последний этап шлифовки. На этом этапе используют мелкофракционный абразив. Обычно применяют керамические или алмазные хонинговальные головки, которые устанавливаются в станок во время финальной шлифовки. В процессе финишной обработки стенок цилиндра рабочая часть станка вращается, совершая возвратно-поступательные движения по вертикальной оси, благодаря чему на поверхности цилиндра образуется характерный спирально круговой едва заметный глазу узор. Эти еле заметные полосы играют роль накопителя смазки во время работы двигателя, поэтому они должны быть равномерны и находиться на всей плоскости гильзы.
Качество хонингования как раз определяется равномерностью рисунка на поверхности цилиндра. От этого рисунка зависит качество смазывания группы поршень – цилиндр, а соответственно и долговечность работы этих сопряженных деталей. А вот от качества абразивного материала зависит и эффективность хонингования, и конечный результат трудоемкой работы. Для нужд автомобильной промышленности поставкой абразивных материалов, соответствующих установленным требованиям и стандартам, занимается компания «Литпромабразив».
После проведения проточки и хонингования проводят замеры метрических параметров. Если нет недопустимых отклонений в вертикальных и горизонтальных плоскостях, определяют степень ремонта (для двигателей внутреннего сгорания).
Проточка и хонингование с применением абразивных материалов — один из основных способов ремонта цилиндров, который будет актуален на протяжении длительного времени.
Источник: http://365cars.ru/
Как связаны хонингование и абразивы
